Как появились духи? История парфюмерии от древности до наших дней

Как появились духи? История парфюмерии от древности до наших дней

"Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла", - говорила великая Коко Шанель.

История парфюмерии уходит вглубь веков. Древние люди приписывали ароматам божественную и магическую силу. Цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла. По свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии.

Египтяне изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождали различные обряды и дополняли женские туалеты. Греки, прославившиеся, как  любознательные путешественники, привозили из своих странствий новые и экзотические  ароматы. В древнем Риме запахам приписывалась целебная сила.

С завоеванием Европы варварами про волшебную силу запахов на время забыли. В это время начинается расцвет парфюмерии на Востоке.  Арабы и персы, благодаря изобретению перегонного куба и улучшив дистилляцию, превратились в несравненных знатоков пряностей и ароматов. Крестовые походы и развитие торговых отношений с исламским миром способствовали тому, что европейская знать наконец открыла для себя полезные свойства ароматов. Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.

Во второй половине XIV века появляются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел. По легенде первая ароматическая вода на основе розмарина была подарена королеве Венгрии Елизавете монахом в качестве микстуры от тяжелой болезни. Выпив цветочную воду, королева исцелилась.

В XVI веке в моду входят парфюмированные перчатки. Начиная с эпохи Возрождения, использование ароматов набирает все больше популярности. С их помощью европейские господа маскировали неприятные запахи.

В 1608 году во Флоренции, в доминиканском монастыре Сайта Мария Новелла, создается первая в мире парфюмерная фабрика. Монахам-парфюмерам покровительствовали герцоги и князья, и даже сам Папа Римский.

В 1709 году француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями в Кёльне, впервые выпустил в продажу душистую воду "Кельнская вода". Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала называеться eau de cologne или одеколон. Императору Наполеону настолько полюбился новый аромат, что он покупал до 60 флаконов в месяц!

В XIX веке производство духов перестало быть кустарным. Появляются первые парфюмерные фабрики.

В 10-е годы XX ст. кутюрье принимают решение соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Полю Пуаре приходит в голову гениальная идея дополнить ароматами линии одежды. Подхватив этот тренд, великая Габриэль Шанель  выпускает  в 1921 году духи под своим брендом "Chanel №5".

Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с искусственными. В 1917 году он выпускает "Chypre" (Шипр), ставший впоследствии «дедушкой» для целого семейства запахов. Развиваются т.н. восточные и амбровые запахи, передающие мягкие,  ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём. Альдегиды, впервые использованные в "Chanel №5" совершили настоящую революцию в парфюмерии.

В 50-х годах французская парфюмерия достигает своего подъёма. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин. В 70-е годы пришла мода на коллекции "pret-a-porter". Так возникла новая парфюмерия "pret-a-porter de lux". Она не потеряла высокого качества и изысканности "haute couture", но стала более доступной.

В 80-е годы дизайнеры вовсю экспериментируют с флаконами. Появляется мода на густые, тяжёлые, "амбровые" ароматы. В конце 80-х в лабораториях создаются свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 90-е годы насыщенные запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Новая технология "Живые цветы" ("Living-Flower Technology") позволяет теперь "собирать" запах живых цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.

Сейчас каждый может купить туалетную воду или духи, исходя из своих индивидуальных предпочтений. Современный рынок парфюмерии предлагает ароматы на любой вкус.